Актуальность исследования. Переход к компетентностному подходу определил необходимость модификации содержания обучения, а так же принципов и методов организации процесса образования. Кроме того существует проблема оценки современных образовательных результатов, ведь в ФГОС ВПО прописан только набор компетенций, которыми должен овладеть выпускник, но не указано какими методами и приемами их возможно формировать и контролировать, в рамках каких предметных областей. Наше исследование было направлено на изучение зависимости эффективности формирования компетентности от интеграции в образовательный процесс активного метода обучения и контроля – кейс-метода. Целью исследования являлась разработка технологии использования кейс-метода для формирования и определения уровня сформированности компетентности. Разработка экспериментальной технологии. В соответствии с целью нами была разработана и реализована следующая экспериментальная технология: студенты, каждый индивидуально или в группах, в строго заданное время должны предложить решение задачи кейса и оценить свою работу соответствующим баллом. Одновременно с этим, за работой над кейсом наблюдали эксперты в лице преподавателя и приглашенного специалиста. Затем проводилась презентация работы каждого решения и их открытое обсуждение. По окончанию работы, сравнивалась оценка, выставленная студентами самим себе с оценкой экспертов. Студентка К.: Я, в принципе, согласна с поставленными баллами (5 баллов из 10). Но мне обидно, что преподаватель не обратил внимания на то, что я предлагала более простое решение… Если бы я учла все стороны проблемы, у меня были бы более высокие баллы. Я сама поставила себе «7» за то, что мое решение было более быстрым. В следующий раз я разберусь в проблеме более глубоко. Приведенное высказывание свидетельствуют о существенных изменениях динамике психологического фактора самооценки и мотивации. В осознании ценности труда так же произошли сдвиги относительно значимости сопряженных с трудом интеллектуальных усилий. Работа над кейсами включала в себя подготовительный, исполнительский и рефлексивный этапы. 1. Подготовительный этап. Учебная цель – ознакомление студентов с материалами ситуационной задачи. Методы работы студентов: самостоятельная работа, направленная на поиск и анализ информации. Деятельность студентов: Получение кейса и списка рекомендуемой литературы; индивидуальная подготовка к занятию. Формируемые компетенции (согласно ФГОС ВПО): Способность к освоению новой информации, методов сбора данных, применение ИКТ; способность постановки и достижения личных целей. Деятельность преподавателя: Подбор учебного кейса, т.е. определение класса компетенций, на формирование которого он будет направлен или будет осуществлять функцию контроля; определение основных и вспомогательных материалов для подготовки студентов (формирование учебной цели и задач); сбор информации и данных для кейса с использованием различных источников; разработка хода проведения занятия. Контроль результатов этапа: преподаватель оценивает успешность поиска и оценки информации (т.е. адекватность использованных источников, полноту собранной информации); способность постановки личностно значимых целей; способность к самоорганизации деятельности. 2. Исполнительский этап. Учебная цель - выработка решения проблемы кейса, нахождение оптимального и альтернативных решений, их обоснование. Методы работы студентов: дискуссия, мозговой штурм, аналитическая деятельность. Деятельность студентов: постановка вопросов, углубляющих понимание кейса и сути проблемы; разработка вариантов решений, оценка мнения других (классификация и анализ фактов для определения аспектов проблемы); принятие или участие в принятии решений; выбор формы представления решения, определение возможности использования мультимедийных средств. Формируемые компетенции: способность соотнесения теоретических знаний с практической деятельностью; способность принимать участие в разработке управленческих решений; способность представлять результаты своей работы для других, отстаивать свои позиции в профессиональной среде. Деятельность преподавателя: организация предварительного обсуждения кейса (разработка задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии); руководство обсуждением кейса в подгруппах, обеспечение дополнительными сведениями; организация общей дискуссии. Контроль реализации этапа: оценивается умение постановки вопросов, которые могут удовлетворить образовательные или личностные потребности; умение находить в собственных выводах «слабые» стороны посредством анализа чужих результатов работы; умение выработки интегрированного результата деятельности; оценка умений работы с документацией с использованием электронных средств. 3. Рефлексивный этап. Учебная цель – соотнесение итогов работы первоначальной цели и ожидаемым результатам. Деятельность студентов: презентация решения; составление письменных отчетов. Формируемые компетенции: способность к подготовке и редактированию текстов профессионального значимого содержания; способность к самоанализу деятельности; способность к выявлению «слабых» мест в алгоритме деятельности. Деятельность преподавателя: завершение дискуссии, анализ процесса обсуждения кейса и принятых решений; анализ эффективности организации занятия, выявление проблем организации совместной деятельности, формулирование задач для дальнейшей работы. Контроль результатов этапа: использование аппаратных и программных средств для презентации решения; выбор способов представления информации; оценка грамотности описания хода деятельности. Рассмотрим пример: Кейс «Казнить, нельзя помиловать» (предметы: административное право, информатика). В 1988 году Роберт Т. Морис внедрил программу-червя в сеть Internet. Внедрение программы не повлекло хищения или утери данных. Но, на выявление программы и восстановлении работоспособности ушло время, и компьютерные центры потеряли миллионы. В ходе судебного разбирательства обвиняемый заявил о нерпеднамеренности внедрения вредоносного ПО. Он был осужден условно. Задание: Какие же основания позволяют утверждать, что факт совершения компьютерного преступления имел место? Что является его доказательством, уликой?Экспериментальное обучение происходило во взаимодействии студентов между собой, с преподавателем, с техническими средствами, различными источниками информации. Основной целью была не передача и усвоение теоретического материала, а формирование потребности в освоении некого опыта [1]. Кейс-метод использовался так же как средство контроля. Отслеживание эффективности формирования компетенции осуществлялось оперативно в данный момент времени путем наблюдения за принятием решений. Особенностью кейса является возможность осуществления нескольких функций одновременно, т.е. чтобы осуществить процедуру контроля не всегда нужно отводить отдельное время в учебном процессе. Результаты исследования и их обсуждение. Исследование эффективности разработанной технологии включало в себя констатирующий и формирующий этапы эксперимента. Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении уровня сформированности компетенций, а так же личных профессионально–значимых качеств студентов ВУЗа, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». Для этого мы использовали ряд диагностических методик и экспертную оценку. Результаты экспертной оценки мы подвергли статистической обработке, т.е. посчитали, сколько процентов студентов экспериментальной и контрольной группы набрало определенное количество баллов, в соответствие с оценочным листом. Данные экспертной оценки так же подтверждались данными, полученными с помощью методик диагностики. Чтобы проверить эффективность экспериментальной технологии, мы провели формирующий эксперимент. В образовательный процесс был интегрирован кейс-метод как средство обучения и контроля. Задания кейсов носили метапредметный характер, что предполагало повышение эффективности формирования компетентности как интегративной характеристики будущего специалиста. Результаты формирующего эксперимента показали, что в процессе экспериментального обучения у студентов наблюдалась более интенсивная динамика формирования компетентности, а так же произошел сдвиг мотивов обучения в ВУЗе, отношения к осваиваемой специальности. Данные, полученные нами в ходе эксперимента, позволяют сделать вывод об эффективности разработанной технологии работы с учебными кейсами и о целесообразности внедрения в образовательный процесс активных методов обучения.
Список литературы
M.A. Nikitina USING THE CASE METHOD AS A MEANS OF IMPROVING THE QUALITY OF MODERN EDUCATIONAL RESULTS Abstract: Describes an experimental technology integration a case method in the educational process, the analysis of efficiency of the developed technology to achieve a modern educational outcome. Keywords: competence, Federal state educational standards, active methods, case-method, technology. | |
Просмотров: 311 | |
Всего комментариев: 0 | |