sample image

Повышение мотивации учебной деятельности учащихся средствами кейс-метода на занятиях информатики.

М.А. Никитина,

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор А.А. Веряев

(Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул)

 

Повышение мотивации учебной деятельности студентов средствами кейс-метода на занятиях информатики.

В свете тенденций к изменению социальной обстановки, подход, когда качество образования определяется суммой знаний, умений, навыков, которой должен владеть выпускник к окончанию обучения оказался недостаточным. По мнению Колобовой О. В, новый взгляд на подготовку квалифицированного специалиста заключается в том, что трудоспособность зависит во многом как от синтеза знаний, умений, способностей так и от готовности к решению профессиональных задач, что в сумме представляет собой профессиональную компетентность [3]. На наш взгляд, компетентность проявляется так же в готовности (мотивации) выпускника применять знания, умения и опыт для успешной профессиональной или иной деятельности при наличии задачи и ресурсов.

Высшая школа должна поддерживать у студентов уровень мотивации, достаточный для успешного обучения и эффективного формирования профессиональной компетентности, такая позиция соответствует пониманию современных целей образования. Проблема повышения мотивации учебной деятельности студентов как фундамента профессиональной компетентности является актуальной для современной высшей школы.

Мотивация учебной деятельности всегда являлась предметом изучения для педагогической психологии. Рядом ученых (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Г.С. Абрамова, П.М. Якобсон и др.) в разные годы проводились исследования ее роли, содержания, а так же возможностей целенаправленного формирования и развития [1].

В контексте вопроса о повышении эффективности образовательного процесса в вузе целесообразно говорить о повышении мотивации учебной деятельности как компонента будущей деятельности профессиональной. Потому как, именно готовность будущего специалиста к решению профессиональных задач на компетентностном уровне является одной из целей высшего образования.

По мнению ряда преподавателей современной высшей школы, мотивация студентов зависит исключительно от их волевых качеств и личных стремлений. Это в корне не верно, потому что основной задачей любого педагога является ориентация обучаемого на получение качественных знаний, формирование и поддержание высокой мотивации учения, которая является фундаментом компетентности. Организация учебного процесса в рамках преподаваемых учебных дисциплин, с учетом вышесказанного, требует от преподавателя множественных усилий.

Целью статьи является рассмотрение кейс-метода как средства увеличения уровня мотивации студентов в рамках предмета «Информатика». 

При внедрении кейс-метода в цикл дисциплин предмета «Информатика» представляется возможным использовать учебные ситуации при изучении социальных аспектов информатики, правовых вопросов, устройства персонального компьютера и т.д. Повышается эффективность использования на занятии аудиовизуальных средств обучения. С учетом специфики предмета информатики, кейс может выступать в качестве объекта изучения (студенты сами разрабатывают мультимедийные средства) и в качестве эффективного средства обучения. Интеграция кейс-метода с другими методами обучения информатике позволяет практически реализовать компетентностный подход, а так же развивать методическую систему предмета, обогащать содержание дисциплины. 

Отличительной особенностью кейс-метода является то, что студенты могут активно взаимодействовать с преподавателем в процессе занятия, выстраивать ход учебного процесса, ставить задачи для индивидуального обучения. Если между студентами и преподавателем нет эмоционального контакта, то о мотивации к учению речь идти не может, важно чтобы учащиеся могли обратиться к преподавателю за консультацией, что бы преподаватель был наставником. Так происходит повышение мотивации у студентов, за счет возможности активно влиять на процесс обучения, реализовывать в учебном процессе интересы, брать на себя ответственность за проделанную работу и осуществлять действия для достижения целей, что приводит к формированию определенных компетенций. Для мотивации интереса к обучению в предлагаемое задание включают компоненты, которые известны, а так же данные для размышления, для креативного поиска. Немаловажным является присутствие в проблемной ситуации какого-либо психологического аспекта, который может заключаться в яркости фактов, в интересности познавательной задачи, что необходимо для повышения мотивации и стремления к познавательной деятельности.

В условиях, когда мы ставим целью мотивировать познавательную деятельность студентов, мотивировать студента на достижение высокого уровня компетентности, то необходимо создать климат для самостоятельного формулирования основных понятий и идей по теме. Студентов необходимо научить уметь обосновывать решение о выборе методов работы, самостоятельно ее планировать, уметь отстаивать полученные результаты необходимо отметить, что результат решения учебного задания, не соответствующий ожидаемому тоже является положительным. Важно, чтобы каждый студент мог отстаивать принимаемые решения и способы действий в условиях, когда они не являются корректными для данной задачи. Отстаивая итоги собственной работы, студенты учатся аргументации, а самостоятельный вывод о несоответствии работы или решения определенному уровню может стать мотивационным толчком для нового этапа формирования компетентности путем анализа собственных ошибок [2].

Важным является и то, что анализ ситуаций сильно воздействует на становление профессионализма студентов, позитивную мотивацию и формирует интерес по отношению к учению. Посредством развития интереса к изучаемому материалу развивается интерес к учению, что влечет за собой повышение мотивации у студентов, т.к. учебная деятельность уже не носит характер принудительной.

Кроме того, использование кейсов при изучении информатики дает положительные результаты, так как при его использовании происходит интеграция с профессиональными дисциплинами и дальнейшей профессиональной деятельностью, посредством включения в учебный кейс вопросов других дисциплин. Кейс позволяет продемонстрировать методы использования компьютера применительно к будущей профессиональной деятельности, обогащает социальный опыт студентов, расширяет кругозор.

Таким образом, использование современных методов обучения, разнообразие форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов. Внедрение кейс-метода в преподавание цикла дисциплин «Информатика» может дать положительные результаты и повысить учебную мотивацию студентов посредством их более глубокого вовлечения в процесс обучения.

 

 

Литература

  1. Бурым Е. В., Мотивация учебной деятельности. Донецкий государственный экономико - технологический техникум. -Донецк, 2008г.
  2. Дьяченко М.И., Калндымович А.А. Психология высшей школы. - Минск, 1981. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
  3. Колобова, О. В. Формирование социальной компетентности выпускника классического университета: на примере изучения иностранного языка : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Рязань, 2003.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: nic (24.10.2018)
Просмотров: 349 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar